Скачать коллекцию русских шрифтов для web. Подключение шрифтов CSS. Работа с веб-шрифтами. Google Fonts. лучших шрифтов с поддержкой кириллицы

Всем добрый день!!! Сегодня мы поговорим о шрифтах. А поможет нам в этом иностранный товарищ. Внимательно читаем и перенимаем опыт.

Несомненно, выбор шрифтового решения играет огромную роль в восприятии сайта. Ведь большинство сайтов состоит из текстов практически полностью.

Томас Лауринавичус (Tomas Laurinavicius) заинтересовался, какие шрифты любят больше всего использовать веб-дизайнеры в своей работе.

Он провел небольшое социологическое исследование для выявления самых популярных и любимых шрифтов среди создателей дизайна сайтов и блогов.

Кроме того, он взял короткое интервью у веб-дизайнеров с целью узнать, какой шрифт наиболее подходит в определенной ситуации. Результатами своего опроса Томас поделился на сайте hongkiat.com.

Во время опроса веб-дизайнеры назвали 73 различных шрифта – 46 бесплатных и 27 платных.

Самыми любимыми шрифтами веб-дизайнеров оказались: Helvetica, Arial, Georgia, Gotham, Myriad Pro, DIN, Futura, League Gotic, Cabin, Corbel.

Нужно учитывать, что не все из представленных шрифтов имеют кириллическое начертание – тем более, в бесплатном варианте.

Топ-10 любимых бесплатных шрифтов веб-дизайнеров

Опрошенные дизайнеры выбрали 10 лучших шрифтов для веб-графики. При этом не учитывались шрифты, по умолчанию установленные в операционную систему, такие как, Arial, Verdana, Times New Roman, Georgia или Tahoma. (Это немного странно – на первом месте шрифт, который есть в операционной системе).

Топ-10 любимых платных шрифтов веб-дизайнеров

В следующем списке самые популярные платные шрифты, используемые в веб-графике и дизайне. Некоторые из них очень дорогие, но их качество говорит само за себя и оправдывает затраты.

Существует огромное количество способов для того, чтобы найти подходящий шрифт для вашего сайта. Например, можно воспользоваться сервисами с огромными библиотеками шрифтов, которые предполагают платную подписку.

Если же ваш бюджет ограничен или вы экспериментируете с небольшим проектом, вы можете воспользоваться бесплатными веб-шрифтами, находящимися в свободном доступе. Поиск подходящего веб-шрифта для сайта может занимать огромное количество времени, поэтому мы предлагаем вам подборку лучших среди них.

1. Montserrat

По мере своего развития, типографика уходит от старинных урбанистических постеров и знаков. Создатель этого шрифта попыталась сохранить красотку типографики городских постеров, увиденных ею на улицах в Буэнос-Айресе.

2. Abril Fatface


Abril Fatface является частью большого семейства шрифтов, которая представлена 18 стилями, созданными для различных целей. Этот шрифт отличается сильным, элегантным присутствием, что делает его прекрасным решением для создания бросающихся в глаза заголовков. Чаще всего его комбинируют с Lato, Open Sans и Droid Sans.

3. Playfair Display


Учитывая значительную x-высоту и небольшие подстрочные элементы литер, Playfair Display также подходит для написания заголовка, особенно если место для него ограничено. Он хорошо сочетается с Georgia и часто используется с Oswald, Lato и Arvo.

4. GT Walsheim


Используемый сегодня во многих блогах, GT Walsheim является представителем геометрических гротесков и входит в семейство Grilli Type. За полный набор шрифтов нужно платить, но Grilli Type предлагает бесплатную пробную версию GT Walsheim.

5. Merriweather


Если читабельность на экране является приоритетом вашего проекта, воспользуйтесь Merriweather, который был создан для этой цели. К тому же, этот шрифт постоянно дорабатывается.

6. Josefin Sans


Josefin Sans создавался согласно канонам винтажного шведского дизайна и отличается элегантной геометрической эстетикой.

7. Gravitas One


Gravitas One создан на основе “UK fat face” – жирного рекламного шрифта, появившегося во время индустриальной революции в Англии. Этот шрифт прекрасно выглядит в среднем и большом масштабе и подходит для заголовков, названий и вкладок.

8. Jura


Литеры этого шрифта повторяют формы письма Кая-ли. В нем также содержатся глифы кириллицы и греческого алфавита. Он доступен в светлом, нормальном, среднем и полужирном начертаниях.

9. League Gothic


Изначально спроектированный Морисом Бентоном (Morris Fuller Benton) для American Type Founders Company в 1903 году, League Gothic нашел себе новое применение после апдейта и добавления новых глифов.

10. Fjord


Fjord – это шрифт с засечками, изначально созданный для печатных книг и особенно подходящий для размещения длинных текстов в небольшом печатном формате. Его можно применять для создания большого объема текстового контента на сайте, так как шрифт отличается четкой структурой, заметными засечками и длинными элегантными верхними и нижними выносными элементами.

11. Amaranth


Семейство шрифтов Amaranth отличается ненаклонным курсивным дизайном с небольшим контрастом и заметными изгибами. Все три стиля Amaranth хорошо сочетаются с практически любым другим шрифтом. С этим шрифтом можно поиграть – экспериментируйте и выбирайте лучшее.

12. Poly


Этот среднеконтрастный шрифт был изначально создан для туземного языка Wayuunaiki, для которого необходимы широкие глифы. Он отличается маленькими выносными элементами и большой x-высотой, что делает его особенно полезным в небольших размерах.

13. Gentium Basic


Этот шрифт создавался как мульти-лингвистический, включающий в себя латинские и греческие литеры, а также кириллицу и продвинутую поддержку в версии Gentium Plus. Gentium Basic и Gentium Book Basic доступны в бесплатной веб-версии, но ограничены только латинским алфавитом.

14. Open Sans


Open Sans является представителем гуманистических гротесков. Этот шрифт отличается высокой степенью разборчивости и адаптирован как для веб-, так и для мобильных интерфейсов. Это ненаклонный шрифт с простым начертанием литер, для которого характерен нейтральный, но достаточно приятный вид, что позволяет использовать его в разных целях.

15. Ledger Regular


Это мультифункциональный шрифт с большой x-высотой, сильным цветовым контрастом, четко очерченными засечками, что вносит свой вклад в читабельность текста. Этот шрифт хорошо выглядит как в печатном виде, так и на экране с низким разрешением.

16. Signika


Этот бесплатный веб-шрифт является представителем гротесков. Низкая контрастность и большая x-высота позволяют Signika хорошо отображаться на экране. Широкий выбор значков включает в себя символы, пиктограммы и стрелочки.

17. Josefin Slab


Созданный согласно канонам геометрического шрифта, характерного для 30-х годов прошлого века, с добавлением скандинавских черт, шрифт Josefin Slab обладает характеристиками брускового шрифта и напоминает шрифт печатной машинки. Интересно, что его х-высота составляет половину от высоты прописной буквы.

18. Forum


Как и предполагает название, это шрифт Roman, который хорош для заголовков в caps lock, но также подходит и для отображения текстов. Элегантные пропорции этого шрифта напоминают классическую архитектуру с ее полукруглыми арками, горизонтальными карнизами и вертикальными колоннами.


Названный в честь одного из самых известных городов Майя, Tikal Sans обладает чертами глифов, которые использовались в письме южноамериканской цивилизации. Его создатель выбрал большую x-высоту, что придало шрифту современный вид и оказало благотворное влияние на его разборчивость, а большой выбор видов начертаний позволяет применять его для различных целей.

20. Arvo


Подходящий в равной степени как для печатной, так и для веб-версии, этот геометрический брусковый шрифт доступен в Roman, Italic, Roman Bold и Bold Italic. Небольшая контрастность Arvo повышает его читабельность на экране.

21. Bevan


Bevan был создан на основе традиционного брускового шрифта 30-х. Буквы были отцифрованы, им придали новую форму и оптимизировали для веб-версии. Это один из немногих сверхжирных шрифтов, которые подходят для сайтов.

22. Old Standard TT


Old Standard TT был создан на основе шрифта с засечками Modern, который был популярен в конце 19-начале 20 веков, а затем забыт на долгое время. Этот шрифт подходит для придания стиля особому виду контента, например, научным исследованиям или текстам на греческом или кириллице.

23. Kreon


Идеально подходящий для новостных веб-сайтов и блогов, этот шрифт с засечками обладает также чертами брускового шрифта, но его сбалансированность и низкоконтрастность делают Kreon значительно более персонализированным.

24. Droid Sans


Droid Sans был оптимизирован для максимальной читабельности даже в небольших интерфейсах – например, меню на экранах мобильных телефонов. Это нейтральный ненаклонный шрифт с простыми открытыми очертаниями литер.

25. Italiana


Создатель этого шрифта вдохновился классической итальянской каллиграфией, поэтому шрифт будет очень полезен для проектов, где необходимо добавить элегантности. Italiana также подходит для написания новостных заголовков как в печатном, так и электронном виде.

26. Vollkorn


Этот детально разработанный, многофункциональный шрифт с засечками очень популярен. Его четкость и основательность выражают уверенность и энергию, что делает шрифт одинаково эффективным как в больших размерах для заголовков и названий, так и для значительных объемов текста в более мелком формате.

27. Actor


Этот шрифт отличается особенно большой x-высотой, что требует достаточно много пространства. Для Actor также характерно старомодное начертание некоторых символов, например, цифр 6 и 9.

Уходящий корнями в 16 век, гуманистический шрифт Garamond стал настоящей иконой типографики, неоднократно послужившей основой для создания современных шрифтов, включая шрифт EB Garamond.

31. Ubuntu


Гротеск Ubuntu был создан для того, чтобы персонализировать веб-текст как на десктопах, так и мобильных устройствах. Пользователям предлагается экспериментировать с этим шрифтом, модифицировать и улучшать его по своему усмотрению.

32. Rosario


Rosario является классическим гуманистическим гротеском, который прекрасно подойдет для стилизации абзацев текста.

33. Roboto Slab


Roboto Slab является одним из шрифтов семейства Roboto. Брусковая версия особенно привлекает взгляд своими геометрическими формами и открытыми изгибами. Он одинаково хорошо подходит для экранов гаджетов и печатных версий текстов.

34. Oswald


Шрифт является переработанной версией классического гротеска Alternate Gothic. Oswald был недавно обновлен, теперь он представлен в различных начертаниях, содержит расширенный набор символов и отличается более удобным кернингом.

35. Stalemate


Stalemate – это изящный рукописный шрифт с некоторым винтажным оттенком. Он подходит для создания акцентов и персонализации вашего сайта.

36. Crimson Text


Этот тщательно разработанный классический пропорциональный шрифт может использоваться как для отображения больших объемов текста, так и написания заголовков.

Шрифт, который используется для отображения текста, влияет на его восприятие. Поэтому в этой статье мы собрали лучшие бесплатные шрифты для веб-дизайнеров 2016 года, которые помогут вашим печатным материалам и сайтам выглядеть профессионально.

10 лучших шрифтов с поддержкой кириллицы

Качественные кириллические шрифты нелегко отыскать, но все же сейчас их гораздо больше, чем раньше. Список ниже содержит как распространенные варианты с засечками и без, так и ультраэлегантные шрифты для особых случаев.

5. Oswald - классический чуть сжатый шрифт без засечек, который будет выглядеть хорошо на любых устройствах:

6. Jura - элегантный шрифт со скошенными засечками и круглыми формами, лучше всего подойдет для подзаголовков или основного текста:

7. Exo 2 - универсальный технологичный шрифт с несколькими начертаниями, поэтому его вполне хватит для оформления большинства текстовых элементов на странице:

8. Pompiere подойдет вам, если вы ищите элегантный, но не слишком серьезный шрифт:

9. Aclonica - еще один яркий шрифт для оформления запоминающихся заголовков и печатной рекламной продукции:

10. Museo - шрифт без засечек, который выглядит хорошо при маленьком и большом размере кегля, а значит подойдет как для отображения пунктов меню, так и для основного текста страницы. Доступен бесплатно в вариантах Museo Sans 500 и Museo Sans:

В этой статьи мы привели шрифты для профессиональных графических дизайнеров, которые можно использовать для дизайна страниц или печатных материалов. Большое количество доступных шрифтов часто приводит в замешательство, ведь при этом их еще и нужно правильно сочетать. Вот правила сочетания шрифтов, которые помогут вам справиться с этой задачей:

  1. Не используйте слишком контрастные шрифты - может получиться так, что каждый из них будет перетягивать внимание на себя, отвлекая читателя от содержания.
  2. Но и не выбирайте слишком похожие - они будут сливаться, и создавать ощущение незаконченности.
  3. Создавайте визуальную иерархию - вспомните, как обычно выглядят печатные газеты: в них четко просматривается структура заголовков.
  4. Не забывайте о контексте - ведь дизайн создается не просто так, а в соответствии с потребностями конкретной компании.
  5. Не используйте больше трех разных шрифтов на одной странице.

На 2018 год количество качественных бесплатных шрифтов позволяет дизайнерам полноценно работать над задачами, совершенно не стесняясь в выборе. Поэтому мы написали о лучших бесплатных шрифтах.

Студия создает дизайн сайтов и приложений для Android и iOS, и мы будем рады помочь вашему бизнесу привлечь пользователей с помощью уникального и узнаваемого дизайна.

Уже написаны горы статей, описывающих разные стороны работы с , собрано множество работающих примеров, но каждый день мы продолжаем сталкиваться с элементарным непониманием того, что такое веб-шрифты. Не у всех есть время гуглить материалы по данной теме, поэтому я попробовал дать ответы на часто задаваемые вопросы. Этот материал будет интересен прежде всего тем, кто еще не углублялся в тонкости шрифтовых технологий.

01. Зачем вообще нужны веб-шрифты, почему не обойтись стандартными?

Первое, что приходит на ум, стандартные шрифты ужасно приелись, а при их помощи трудно сделать что-то оригинальное. Как правило, большинство из них навевают тоску и уныние не только на пользователей, но и на веб-дизайнеров. Нестандартные шрифты в этом случае более выразительные и кроме того их на порядок больше, так что есть из чего выбрать. А еще, шрифт является неотъемлемой частью бренда, поэтому каждая компания стремится активнее его использовать, раз появилась такая техническая возможность.

И можно было бы вовсе отказаться от стандартных шрифтов, тем более, что многие мобильные ОС их не поддерживают (например, Arial, Taһoma, Verdana и Georgia). Но, к сожалению, индустрия, много лет подгоняемая под 96 DPI экраны и джорджии-верданы, оказалась не совсем готова к быстрым переменам, и на старых ОС Windows до сих пор возникают проблемы с отображением нестандартных шрифтов из-за особенностей механизма растеризации.

02. Как выбрать хороший веб-шрифт?

Шрифт - это не просто оцифрованный набор букв, созданный кистью на бумаге или в иллюстраторе, это еще и 98% доводки и полировки, хинтовки и тестирования на различных носителях и в разных размерах. Такой шрифт хорошо выглядит, его стиль отточен, с ним не возникнет проблем ни на принтере, ни на экране, от него веет добротностью.

Однако при выборе шрифта гораздо большее значение имеет даже не это, а целесообразность и соответствие шрифта способу использования и возложенным на него задачам. Если работаешь со шрифтами, нужно понимать, как все это работает , какие технологии используются. Это поможет не держать в голове кучу непонятных заученных правил, схваченных урывками. Например, каждый уважающий себя полиграфист знает, почему нежелательно использовать TrueType шрифты при офсетной печати, какие шрифты можно использовать в качестве текстовых, а какие - только для заголовков или указателей. Если он не будет этого знать, потом придется перепечатывать огромный тираж, а на работе его будут ждать постоянные сюрпризы и проблемы. Удивительно, почему к веб-дизайнерам никто не предъявляет никаких требований.

03. Как браузеры отрисовывают шрифты?

Довольно часто приходилось слышать, дескать, браузеры сами отрисовывают шрифты, поэтому везде выглядят по-разному. Но на самом деле, отрисовкой шрифтов занимается специальная графическая подсистема ОС: в Windows это GDI или DirectWrite , а на OS X и iOS - CoreText (а раньше QuickDraw). Всего есть 3 распространенных механизма растеризации (рендеринга) шрифтов: двухцветное (черно-белое) пиксельное, монохромное пиксельное (его еще часто называют antialiasing или обычное сглаживание) и субпиксельное. Субпиксельное использует особенность ЖК и плазменных дисплеев, где каждый пиксель разделен на 3 части (красную, зеленую и синюю), для того, чтобы увеличить горизонтальное разрешение отрисованной картинки и повысить четкость.

Однако браузеры действительно сами выбирают способ отрисовки, из тех которые предоставлены ОС. Например, в составе GDI есть 3 варианта рендеринга: ч/б, обычное сглаживание и субпиксельный ClearType . Особенность последнего в том, что сглаживание происходит только по горизонтали, в соответствии с расположением субпикселей. Именно поэтому при его использовании мы часто наблюдаем ужасные зубцы на горизонтальных и диагональных штрихах шрифта. К счастью, Microsoft начала потихоньку совершенствовать механизм, и на смену GDI пришла технология DirectWrite, где таки появилось сглаживание по вертикали. Сравните:

04. TTF или OTF?

TrueType и PostScript - изначально это были разные форматы шрифтов. В TrueType используются квадратичные кривые Безье, а в PostScript кубические кривые, хорошо знакомые дизайнерам, работающим в Illustrator и Photoshop. Сегодня оба способа описания кривых используются в составе одного формата OpenType, с той лишь разницей, что файлы с TrueType имеют расширение TTF, а с PostScript - OTF. У каждой из технологий есть свои особенности хинтинга и специфика применения.

Посмотрите на картинку. Если TrueType шрифт намного читабельнее в мелком кегле, но в крупном размере мы видим характерные зубцы, то для PostScript шрифта все ровно наоборот. Так происходит потому, что для PS и TT браузеры выбирают разные методы растрирования. Для PS браузер применил обычное монохромное сглаживание, а TT был обработан ClearType’ом. Вот и получается, что для текстовых шрифтов предпочтительнее будет TrueType, а для заголовков и крупных надписей лучше подойдет PostScript.

Еще мы видим, что пока DirectWrite используют не все браузеры. Так, его до сих пор нет в Google Chrome.

05. Что еще влияет на отображение?

Иногда способ растеризации лучше задавать вручную. Например, в браузерах с движком Webkit можно использовать CSS-свойство -webkit-font-smoothing и включить вручную обычное сглаживание вместо субпиксельного, и наоборот. Есть и нетривиальные способы добиться от браузера смены способа растрирования, на хабре однажды предлагали использовать хак с text-shadow .

Нельзя забывать и про размер шрифта (font-size). Форма контуров, контраст штрихов и читаемость могут сильно отличаться для разных кеглей. Отложите графический редактор и посмотрите, как веб-шрифт выглядит в браузере, в боевых условиях.

Еще один способ сгладить недостатки сглаживания - это управление цветом и контрастом. С целью ослабить эффект хроматического контура (при использовании ClearType проявляются желтые и пурпурные контуры по краям), можно попробовать ослабить тональный контраст, приблизив цвет фона к цвету текста. Сильно не увлекайтесь, помните о пользователях с ослабленным зрением.

06. Нужен ли веб-шрифтам хинтинг?

Хинтинг - это специальные инструкции, которые жестко привязывают абстрактные кривые шрифта к пикселям на мониторе. Абсолютное большинство шрифтов (в том числе коммерческих) - не хинтованные, потому что это довольно трудоемкая и сложная процедура. Для TrueType и PostScript хинтинг выполняется по-разному. Если вы берете дешевый шрифт, безопаснее формат OTF, потому что в TT процедура осталась неизменной со времен черно-белого растрирования и не совсем адекватная, а для PS процедура проще, и у автора есть возможность сделать автоматический хинтинг.

Шрифт без хинтинга при растрировании становится замыленным, а высота букв может скакать.

С одной стороны, шрифт с хинтингом довольно четкий, контрастный и равномерный, а с другой - формы букв искажаются в зависимости от кегля, а интервалы могут отличаться от реальных. Буквы строго подчиняются пикселям.

В ОС Windows мы видим, пожалуй, самый радикальный подход: такие популярные шрифты как Tahoma, Verdana, Arial и Georgia были отхинтованы специально под GDI ClearType, и когда появился DirectWrite, пришлось перехинтовывать и обновлять основные шрифты в комплекте ОС.

В отличие от Microsoft, Apple придерживается противоположного подхода, поэтому в ее операционных системах используются такие алгоритмы, которые позволяют более-менее качественно выводить любой шрифт, а хинтинг вообще не учитывается.

Отвечая на вопрос: стремительно приближается эпоха 300 DPI мониторов, а огромное количество мобильных устройств уже имеют такое разрешение, и скоро хинтинг будет вообще не нужен. Но так как Windows по-прежнему остается хинтингозависимой и ориентированной на мониторы с низким разрешением, в качестве текстовых шрифтов старайтесь выбирать качественно отхинтованные или стандартные, а иначе текст будет нечитаемым и трудным для восприятия.

07. @font-face или Cufon?

Как бы странно это не звучало, но есть еще люди, которые задают себе этот вопрос. Казалось бы, после того как браузеры начали поддерживать аттрибут @font-face, все остальные технологии встраивания шрифтов (Cufon, sIFR, Flash) вроде как должны были стать неактуальными. Но некий смысл все же остается, например способ замены шрифта изображением, когда на сайт выводятся не векторные кривые, а только отпечаток, как принтер отпечатывает его на листе или Photoshop выводит нередактируемый JPG. Это разрешено многими лицензиями на обычные (десктопные) шрифты. Некоторые производители шрифтов (например, Adobe) разрешают внедрять (в программы и на сервер) десктопный шрифт, если при этом он остается защищенным и его нельзя скачать.

Если у вас нет возможности купить отдельную веб-лицензию, тогда можно применить подходящую для этого sIFR , когда шрифт встраивается с помощью флеш-объектов. Недостаток в том, что используется Flash, который поддерживается далеко не всеми устройствами. Еще можно использовать технологию Cufon (используется Canvas), если позволяет лицензия. Конечно, в данном случае скрипт будет громоздким, а выделение текста не работает, но в безвыходной ситуации подойдет.

Но лучше всего использовать @font-face, он и технологичнее, и удобнее, кроме того накоплен достаточный опыт для работы с ним. У него остается только один недостаток, что не все производители разрешают использовать свои шрифты в вебе.

08. В каких форматах должны быть файлы шрифта?

Подготовленные к внедрению (@font-face) на сайт шрифты на сегодняшний день должны быть сразу в нескольких форматах:

TTF или OTF - привычный нам файл шрифта, но подгружаемый с сервера на время просмотра сайта;
WOFF - незащищенный архив исходника OTF или TTF, пожалуй, самый важный формат, который поддерживают большинство популярных браузеров, а файлы в WOFF обычно 2–2,5 раза легче, чем исходные;
EOT - внедряемый TT OpenType архив, имеющий механизмы защиты, нужен для поддержки старых браузеров Internet Explorer (начиная с IE8 кроме TrueType кривых, поддерживаются и PostScript);
SVG - для поддержки браузера Safari.

09. Можно ли конвертировать веб-шрифты?

Что бы вам ни говорили, нельзя просто переконвертировать файл и сохранить исходное качество шрифта, особенно, если изначально он был в формате OpenType. В процессе есть шанс потерять какие-то данные, вшитые в файл шрифта (скомпилированные инструкции, дополнительные знаки, метрики). Вы заметите это, когда при конвертации файл неожиданно «похудеет», особенно некошерно конвертировать TrueType в PostScript и обратно.

Кроме того, процесс конвертации почти всегда противоречит условиям лицензии, запрещающей модификацию. Проще говоря - это то же воровство. Когда вы забросите файлы в конвертор, будьте уверены, он не пропустит их и выдаст предупреждение, потому что в файле содержатся цифровые подписи производителя и соответствующие запреты на модификацию.

10. Сколько должны весить веб-шрифты?

Прежде чем отобразить страницу, браузер должен полностью загрузить файлы шрифтов. Может быть, вам приходилось видеть эффект «font flash» (или FOUT), когда на короткое мгновение вместо экзотических шрифтов успевают вспыхнуть стандартные шрифты системы. Нормально, если TTF (OTF) укладывается в 100 кб, а WOFF (EOT) в 50 кб. Всегда задумывайтесь о том, нужно ли вам вообще использовать нестандартные шрифты, даже если вы используете его в 1 коротком заголовке, все равно придется загружать весь файл шрифта целиком.
Чем больше в дизайне перфекционизма, тем меньше могут весить файлы шрифта, и старайтесь выбирать простые формы. В этом смысле, идеальная форма - это открытый геометрический гротеск с малым контрастом. Для ускорения загрузки шрифта, также бывает полезно включить его в файл стилей с помощью data:uri.

11. Сколько начертаний шрифта можно использовать в вебе?

С точки зрения дизайнера, много начертаний - это круто. И действительно, для заголовочка - Bold, а вон там, для врезочки - ExtraLight, ненужные текстики вообще запихнем и запрессуем в Condensed Bold. Вот оно - настоящее богатство и стилистическое разнообразие. Но когда все это «богатство» начинают переносить на сайт, выясняется, что все жутко тормозит. И лучше даже не пытаться открыть такой сайт с мобильного устройства. А еще, не забываем, что каждое начертание стоит отдельных денег, и вполне вероятно, что заказчик попросит вас или найти шрифтовой синоним, или уменьшить количество начертаний, только бы не покупать всю дорогую гарнитуру. Нормально использовать максимум 2-3 начертания одной или разных гарнитур.

12. Нужно ли ограничивать набор символов?

Ответ на этот вопрос, зависит от того, что это за сайт и как он будет использоваться. Ограничения могут быть полезны, потому что есть возможность значительно уменьшить объем файлов. Иногда из-за незнания, разработчики грузят на сайт тяжеленные файлы шрифта с его полным набором знаков, и хорошо, если там нет иероглифов (к сведению, шрифт Arial Unicode содержащий большую часть символов из таблицы Юникод весит 22 мб).

Тем, кто делает англоязычные сайты проще всего, им вообще не нужно грузить дополнительные знаки, достаточно тех, что есть в Basic Latin (или ASCII). Если вы используете шрифт только для заголовков на русском языке + вкрапления английского, то вам будет достаточно наборов ASCII (Basic Latin) и 64 символа русского алфавита, совсем не обязательно грузить набор Cyrillic Extended из 420 символов. Совсем другая история, если ваш сайт многоязычный, в этом случае во избежание некорректного отображения символов нужно постараться охватить все используемые языки.

13. Можно ли использовать шрифтовые клоны?

Бывает, что купить оригинал шрифта или слишком дорого, или вообще невозможно, вот тогда будет уместно подобрать шрифтовой синоним (клон). Конечно, от них не стоит ждать потрясающего качества, даже если они сделаны, скажем, именитой российской фирмой. Совсем все плохо, когда вам попался опус какого-нибудь анонимуса-грамотея, решившего опробовать себя на новой ниве, таких шрифтов остерегайтесь. Вот примеры клонов (в скобках указан оригинал): FreeSet (Frutiger), Pragmatica и Helios (Helvetica). Обратите внимание, что формы букв могут отличаться. Большое количество клонов есть в справочнике шрифтовых синонимов Паратайпа .

14. Как протестировать шрифт?

Дизайнеры, не привыкайте видеть шрифты только сквозь окна фотошопа, графические редакторы используют свои методы сглаживания текстов, и вы можете быть обмануты красивой картинкой. Гораздо полезнее научиться тестировать и смотреть их в браузерах. Если есть демонстрационная страница, обязательно убедитесь, что при рендеринге не вылезают всевозможные артефакты и спайки. Есть еще такой инструмент как Typecast , где можно проверить многие шрифты, а потом показать страницу клиенту. Для тех, кто выбирает новый шрифт для уже готового сайта - незаменимый для вас сервис Web Fonts Previewer , вы сможете протестировать любой шрифт на живом работающем сайте, так, как будто вы уже его внедрили.

15. У меня на компе есть шрифт, можно ли его использовать на сайте?

Сначала немного о воровстве. Я знаю много дизайнеров, у которых на компе тысячи шрифтов, происхождение которых никому не ведомо. Как правило, просто скачали из интернета. Но почему-то никто не задумывается, что создание хороших шрифтов - это месяцы, а иногда и годы серьезной работы! Но не только поэтому нельзя использовать паленые, непонятно откуда взятые шрифты, а потому что вы можете столкнуться с серьезными трудностями на этапе разработки.

Если вы хотите встроить в сайт шрифт, который идет в составе операционной системы, вы сможете это сделать только растрируя или используя его в изображениях. Если же вам очень нужно встроить, тогда нужно будет купить отдельную лицензию, точно так же, как и обычные шрифты (и Georgia, и Tahoma есть в продаже).

16. Как купить веб-шрифт?

Когда вы «покупаете шрифт» - это ближе всего к покупке ПО, когда вы получаете лицензию на его использование, а не права на сам файл программы. Получается, юридически скомпилированный файл шрифта - это программа. Модификация и изменение, если этого не разрешает лицензия, рассматриваются как нарушение авторского права.

Удобный способ покупки шрифтов - через каталоги шрифтов (Fonts.com, MyFonts, Ascender, Typekit). Вы сможете просмотреть, сравнить и выбрать один из имеющихся вариантов использования, оплатить картой. Для компаний проще всего будет напрямую связаться со студией-производителем или же предоставить покупку шрифтов заказчику

А может быть вообще лучше не тратить деньги на шрифт? Существует множество замечательных бесплатных шрифтов, которые ни в чем не уступают платным!

17. Какие бывают лицензии?

Существуют разные типы шрифтовых лицензий, и с появлением веб-шрифтов их разнообразие только увеличилось. В реальной жизни, каждая компания сама устанавливает правила игры, и лицензия шрифта может содержать в себе признаки разных других. Нас будут интересовать типичные.

Обычная коммерческая лицензия ограничивает использование на определенном количестве устройств и допускает распространение работ, созданных с использованием шрифта. Это могут быть журналы, газеты, листовки, визитки, растрированные изображения шрифта, - все вместе можно назвать их отпечатками. Эта лицензия не подходит для кино, телевидения, веба и встраивания в приложения и программы, такие права нужно выкупать отдельно.

Есть еще специфические лицензии, например: лицензия с исключительными правами. В данном случае компания выкупает у шрифтовиков все права, и даже автор шрифта не в праве его где-либо использовать. Особенно удивляет, когда такие шрифты находятся на торрентах, или когда ими пользуются какие-нибудь сторонние дизайнеры.

Свободные лицензии (public domain) - автор шрифта допускает свободное распространение, с условием указания своего имени (Creative Commons) или без него (например, OFL, GPL, Apache 2.0). Этот тип лицензии допускает даже коммерческое использование, кроме продаж и платного распространения. Примеры: PT Sans, Opensans, Droid. Иногда разрешается модификация шрифта (GPL), но созданная вами модификация автоматически наследует такую же лицензию (то есть, вас тоже могут форкнуть). Свобода предполагает, что можно использовать на любых носителях, в т.ч. и веб.

Свободные для некоммерческого использования - то есть, вы можете использовать его во всех случаях, когда не заработаете на этом. Допустим, для обучения, хобби и общественных проектов. Иногда, производители разрешают использование для дизайнеров, в надежде на то, что счастливый клиент дизайнера потом купит коммерческую версию шрифта.

18. В чем отличие лицензий для веб-шрифтов?

Веб-лицензии - наши самые любимые, они либо является дополнением к основной лицензии, либо даются отдельно. Регулирует частный случай - использование шрифтов на сайтах. Как правило, самое главное ограничение - на количество просмотров страниц. Например, 10 тыс в месяц, 100 тыс или 1 млн. То есть, чем больше людей посещают ваш сайт, тем больше вы платите за лицензию. Есть и безлимитные варианты, когда вы платите за шрифт 1 раз, но они во много раз дороже. Наверно, задались вопросом, а следит ли кто-то за количеством просмотров? Чаще всего нет. Но не забывайте, что огромное количество счетчиков отслеживают трафик вашего сайта и, вызвав подозрение продавца, вы можете лишиться лицензии.

И еще, отдельная веб-лицензия не разрешает использование на обычных компьютерах. Иногда веб-лицензия выдается бесплатно, то есть одновременно с покупкой десктопного шрифта вы получаете право использовать и его веб-версию. Но это пока редкость, абсолютное большинство производителей требует дополнительную плату.

После покупки вы получаете специальные файлы, которые встраиваете в сайт (TTF, OTF, WOFF, EOT), и некоторые шрифты не разрешают размещать данные файлы на сайте в незащищенном виде, так как теоретически третьи лица могут заполучить сами файлы шрифтов. Третий вариант – вы используете специальный веб-сервис производителя шрифтов, например как Typekit, принадлежащий компании Adobe, и платите абоненскую плату.

Шрифты

Среди всех новых захватывающих возможностей CSS3 трудно выбрать наилучшее. Но если бы пришлось выбирать только одну возможность, которая открывает дверь для лавины новых перспектив и которую можно использовать прямо сейчас, такой возможностью вполне могут быть веб-шрифты.

В прошлом веб-дизайнерам приходилось работать с ограниченным набором шрифтов, пригодных для веб-страниц. Под пригодными подразумеваются шрифты, о которых заведомо известно, что они работают на разных браузерах и в разных операционных системах. Но, как известно любому более-менее способному веб-дизайнеру, шрифты играют огромную роль в создании общего впечатления о документе. В зависимости от используемого шрифта, одно и то же содержимое может восприниматься как строго профессиональное, причудливое, старомодное или сверхсовременное.

Разработчики браузеров не спешат реализовывать специальные веб-шрифты по объективным причинам. Прежде всего, это вопросы оптимизации, т.к. разрешение экранов намного хуже разрешения печатных документов. Если веб-шрифт не настроить должным образом для отображения на экране монитора, буквы маленького размера будут сливаться в одну расплывчатую линию. Кроме этого, в большинстве шрифты платные.

Крупные компании, наподобие Microsoft, не горели желанием (что вполне понимаемо) добавлять функциональность, которая могла бы потакать загрузке веб-разработчиками установленных на компьютере шрифтов на веб-сайт без должного на то разрешения.

В CSS3 поддержка сложных шрифтов обеспечивается посредством возможности @font-face , которая применяется следующим образом:

    Требуемый шрифт (или, более вероятно, несколько версий шрифта для поддержки разных браузеров) загружается на сайт.

    Каждый шрифт регистрируется в таблице стилей с помощью команды @font-face.

    Зарегистрированный шрифт используется в правилах стиля указанием его названия, точно так же, как и обычные веб-шрифты.

    Когда браузер обнаруживает таблицу стилей, в которой используется специальный веб-шрифт, он загружает этот шрифт с сервера в свой кэш для временного хранения страниц и изображений. После этого браузер использует этот шрифт только для данной страницы или сайта. Если этот же шрифт указывается в другой странице, он должен быть зарегистрирован на этой странице и загружен на ее сервер, откуда он может быть загружен браузером в свой кэш.

В последующих разделах мы рассмотрим эти шаги более подробно.

Форматы веб-шрифтов

Хотя все современные браузеры поддерживают возможность @font-face, не все они поддерживают одинаковые типы файлов шрифтов. Например, Internet Explorer, который обеспечивает использование @font-face в течение многих лет, поддерживает только файлы типа EOT (Embedded OpenType) . Этот формат предоставляет ряд преимуществ, например, в нем используется сжатие для уменьшения объема файла шрифтов, а также применяется строгое лицензирование для веб-сайтов, чтобы шрифт нельзя было украсть с одного сайта и использовать на другом.

Но формат EOT никогда ни пользовался большой популярностью и не используется никакими другими браузерами. Вместо него браузеры работают с более знакомыми стандартами шрифтов, применяемыми в компьютерных приложениях - TTF (TrueType) и OTF (OpenType PostScript) . Кроме этого, существуют еще два типа отображения шрифтов - SVG и WOFF. В таблице ниже дано краткое описание всех этих форматов шрифтов:

Форматы внедряемых шрифтов
Формат Описание Используется в
TTF (TrueType), OTF (OpenType PostScript) Распространенные форматы шрифтов настольных компьютеров Firefox (до версии 3.6), Chrome (до версии 6), Safari и Opera
EOT (Embedded OpenType) Формат, специфичный для продуктов корпорации Microsoft. Не завоевал популярности у браузеров, за исключением Internet Explorer Internet Explorer (до версии IE 9)
SVG (Scalable Vector Graphics) Универсальный графический формат, который можно использовать для создания шрифтов. Дает хорошие, но не отличные результаты - медленно отображается и демонстрирует текст пониженного качества Safari Mobile (на iPhone и iPad до iOS 4.2) и мобильные устройства под управлением операционной системы Android
WOFF (Web Open Font Format) Возможно, единый формат шрифтов будущего. Поддерживается новыми версиями браузеров Любой поддерживающий браузер, начиная с Internet Explorer 9, Firefox 3.6 и Chrome 6

В итоге можно сказать следующее: если вы хотите использовать возможность @font-face и поддерживать широкий диапазон браузеров, вам нужно предоставлять ваш шрифт в нескольких разных форматах. Как минимум, шрифт нужно предоставить в формате TTF или OTF (без разницы), EOT и SVG. Хорошо (но не обязательно) также предоставить шрифт в перспективном формате WOFF, может стать более популярным и лучше поддерживаемым в будущем. (Одним из достоинств этого формата является использование сжатых файлов, что сокращает время их загрузки.)

Даже если вы последуете всем приведенным ранее правилам и предоставите все требуемые форматы шрифтов, ожидайте некоторые загвоздки. В частности, с веб-шрифтами иногда возникают следующие проблемы:

    Многие шрифты выглядят плохо в операционной системе Windows XP, т.к. в настройках многих компьютеров с этой операционной системой отключено сглаживание (anti-aliasing). (А без применения сглаживания шрифты выглядят очень непривлекательно.)

    От пользователей поступали жалобы о проблемах с печатью определенных внедренных шрифтов из некоторых браузеров или в операционных системах.

    Некоторые браузеры страдают проблемой FOUT (Flash of Unstyled Text, вспышка нестилизованного текста) . Это явление происходит, когда внедренный шрифт не успевает загрузиться вовремя, и страница отображается сначала в резервном шрифте, а потом воспроизводится повторно на встроенном шрифте. Эта проблема особенно заметна в старых версиях браузера Firefox. Если вас это сильно беспокоит, можете воспользоваться библиотекой JavaScript от Google , позволяющей разработчику определить резервные стили, которые используются вместо незагруженных внедренных шрифтов, таким образом, предоставляя ему полный контроль над воспроизведением текста в любое время.

Хотя эти небольшие проблемы иногда и возникают, большинство из них постепенно решается с выпуском новых версий браузеров. Например, браузер Firefox теперь сводит эффект FOUT к минимуму, ожидая до трех секунд, пока не загрузится внедренный шрифт, прежде чем использовать резервный шрифт.

Наборы шрифтов

Вы, наверное, уже задаетесь вопросом, где можно взять разные файлы шрифтов, которые могут вам потребоваться? Легче всего будет загрузить готовый набор шрифтов из Интернета, получив, таким образом, все требуемые файлы шрифтов. Недостаток этого подхода состоит в том, что ваш выбор ограничивается тем, что вы сможете найти в глобальной сети. Чтобы помочь вам в поиске наборов веб-шрифтов, можно порекомендовать воспользоваться одним из лучших сайтов шрифтов - Font Squirrel . На рисунке ниже показано несколько шрифтов из предоставляемых на этом сайте наборов:

Сайт Font Squirrel предоставляет для загрузки несколько сотен высококачественных шрифтов, организованных в разделы по категориям (такие как, например, Calligraphic, Grunge или Retro). Но самое приятное, что все эти шрифты бесплатные для любого использования, будь то на персональном компьютере для создания документов или на веб-странице в Интернете.

Набор шрифтов загрузится в виде файла, сжатого в формате ZIP, который содержит несколько файлов шрифта в разных форматах. Чтобы использовать шрифт в своей веб-странице, файлы разных форматов шрифта нужно загрузить на веб-сервер в папку этой веб-страницы. После этого шрифт нужно зарегистрировать, чтобы он был доступным для использования в таблице стилей. Регистрация выполняется с помощью сложного правила @font-face в начале таблицы стилей, которое выглядит следующим образом:

@font-face { font-family: "MetrophobicRegular"; src: url("Metrophobic-webfont.eot"); src: local("Metrophobic"), url("Metrophobic-webfont.eot?#iefix") format("embedded-opentype"), url("Metrophobic-webfont.woff") format("woff"), url("Metrophobic-webfont.ttf") format("truetype"), url("Metrophobic-webfont.svg#MetrophobicRegular") format("svg"); font-weight: normal; font-style: normal; }

Строки приведенного кода выполняют следующие функции:

    Выражение @font-face регистрирует шрифт для его дальнейшего применения в таблице стилей.

    Шрифту можно присвоить любое название. Это название будет употреблено позже, при использовании шрифта.

    Первым должен быть указан формат EOT, т.к. дальнейшая часть правила сбивает с толку Internet Explorer, и тот не обращает внимания на остальные форматы. Функция таблицы стилей url() указывает браузеру загрузить файл из обозначенного URL. Если шрифт размещен в одной папке с веб-страницей, то здесь можно просто указать название файла.

    Функция local() указывает браузеру название шрифта, и если этот шрифт установлен на компьютере посетителя веб-страницы, браузер использует локальный шрифт. Но в редких случаях это может вызвать проблемы. Например, в зависимости от того, где установлен шрифт на компьютере посетителя, компьютеры Mac OS X могут вывести предупреждение о нарушении безопасности, или же может загрузиться другой шрифт с таким же названием, как и ваш. По этой причине веб-разработчики иногда указывают явно несуществующее имя файла, чтобы браузер не нашел локального шрифта. В качестве простого имени такого типа можно использовать какой-либо бессмысленный символ.

    Последний шаг - это сообщить браузеру о других файлах шрифтов, которые он может использовать. Если имеется файл шрифта типа WOFF, укажите этот файл первым, т.к. данный формат предоставляет наилучшее качество шрифта. Следующим укажите файл шрифта формата TTF или OTF, а самым последним - файл формата SVG.

Зарегистрировав веб-шрифт с помощью функции ©font-face, вы можете использовать его в любой таблице стилей. Для этого используется уже знакомое нам свойство font-family, которому присваивается значение в виде названия семейства шрифтов, зарегистрированного с помощью функции @font-face (в строке 2). Далее приведен пример использования этого шрифта в правиле таблицы стилей:

Body { font-family: "MetrophobicRegular"; }

Это правило применяет веб-шрифт ко всей странице, хотя область его применения, конечно же, можно было бы ограничить определенными элементами или применить классы. Но шрифт нужно в обязательном порядке зарегистрировать до того, как использовать его в правиле таблицы стилей. Если выполнить эти шаги в обратном порядке, шрифт не будет работать должным образом.

Веб-шрифты Google

Еще один источник бесплатных веб-шрифтов -- это служба Google Web Fonts . Ее особенность в том, что пользователю не нужно беспокоиться о форматах шрифтов, т.к. Google определяет браузер посетителя страницы и автоматически отправляет файл шрифта нужного формата.

Чтобы использовать шрифт Google в своих страницах, выполните такую последовательность шагов: